РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение.
Выбор темы по самообразованию определяется потребностью для учителя, для УО, уровнем владения учителем научно-теоретической подготовки и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием учителем основ преподаваемого предмета, вопросов психологии, дидактики, теории воспитания, соответствием содержания образования уровню подготовки учителя, а также анализом, выводами контроля за деятельностью педагога.
Важнейшими направлениями в самообразовании могут быть:
- изучение новых программ и учебников, методических пособий по предмету и смежным дисциплинам, уяснение их особенностей и требований;
- изучение дополнительного научного материала;
- проведение самостоятельной работы по решению задач, организация лабораторных и практических работ, опытов и упражнений;
- самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера;
- изучение практического опыта других учителей;
- изучение методической и общепедагогической литературы.
Документация по самообразованию
- Индивидуальный план по самообразованию.
- Технологическая карта учителя.
- План методической работы учителя.
Формы отчётности по самообразованию
- открытый урок по новой технологии или его видеозапись;
- педагогический опыт по теме самообразования (приёмы и методы работы, методические рекомендации к ним, особенности содержания учебного материала) с соответствующими приложениями (раздаточными и дидактическими материалами, работами учащихся),
- реферат по теме самообразования (подборка из статей, монографий, книг, оформленная в связный текст, о приёмах, методах и содержании учебного материала, описанных в литературе). В реферате указывается список использованной литературы;
- аннотированный список литературы по теме самообразования (название статьи, книги и т.д., краткая аннотация из 10-12 предложений о содержании);
- выступление на педагогических чтениях, заседаниях МО.
Цели и задачи, решаемые при работе над темой самообразования (образец):
- изучить приёмы организации самостоятельной работы, имеющиеся в литературе, в опыте учителя;
- отобрать те из них, которые наиболее эффективны в условиях лицея при работе с учащимися, с учётом имеющегося педагогического опыта учителя;
- апробировать отобранные приёмы в учебно-воспитательном процессе;
- отобрать те приёмы, которые Вами реализуются особенно успешно;
- оформить выводы, заключение о методических особенностях, месте в системе уроков, технологии их применения;
Этапы проработки материала (образец):
Отбор литературы - сентябрь
Изучение литературы -октябрь-ноябрь
Посещение уроков у коллег
с целью изучения пед.опыта -декабрь-январь
Обработка полученного материала -январь
Апробация полученных результатов
на своих уроках и их дальнейшая коррекция февраль-апрель
Оформление материалов(реферат, доклад, открытое
мероприятие и т.д. –апрель
Отчёт по самообразованию -май
А Н К Е Т А №1
Цель: выявить готовность учителя к работе на самоконтроле
- Интересна ли Вам Ваша работа?
- Знаете ли Вы цели работы лицея? Назовите их. Заинтересованы ли Вы в них лично и что делаете для их реализации?
- Какие нерешённые проблемы в своей педагогической деятельности Вы видите?
- Считаете ли Вы, что Вам нужно добиваться лучших результатов, чем те, которых Вы достигли? Что Вы для этого делаете?
- Считаете ли Вы справедливым, если руководство лицея не будет вмешиваться в Вашу работу, но при этом будет снижать или повышать оплату труда в зависимости от результатов Вашей работы и освоения новых способов их достижения?
- У Вас сложился следующий стиль работы (укажите один):
- Вы в основном используете готовые методические рекомендации;
- Вы опираетесь на методические рекомендации, но корректируете их с учётом своего опыта и условий работы;
- Вы критически анализируете методические рекомендации, педагогический опыт коллег и опираетесь на анализ своей деятельности, делая окончательный выбор;
- Вы постоянно вносите коррективы в свою работу, стремясь к её совершенствованию.
- Имеются ли у Вас общепринятые положительные результаты Вашей педагогической деятельности?
- Считаете ли Вы, что контроль за Вашей работой в лицее излишен?
А Н К Е Т А №2
Цель: выявить результативность ВШК на основе анализа адекватности его характера, степени готовности учителя к переходу на самоконтроль.
- Какие аспекты Вашей деятельности обычно контролирует администрация лицея?
- Были ли случаи посещения администрацией лицея Ваших уроков по Вашей просьбе?
На следующие вопросы ответьте, поставив баллы: 5-да;4-скорее да, чем нет;3- и да, и нет;2-скорее нет, чем да; 1-нет.
3.Считаете ли Вы контроль за Вашей работой объективным?
4.Испытываете ли Вы чувство дискомфорта в то время, когда Вас контролирует администрация?
5.Замечаются ли во время контроля Ваши успехи и положительные результаты?
6.Делитесь ли Вы откровенно своими проблемами и неудачами с руководством во время контроля?
7.Имеете ли Вы возможность во время контроля отстаивать собственную точку зрения, не опасаясь за последствия?
8.Получаете ли Вы в результате контроля ясное представление о путях достижения более качественных результатов?
9.Чувствуете ли Вы, что в результате проведения контроля у администрации возрастает доверие к Вам как учителю?
10.Можно ли утверждать, что после проведения контроля Вы работаете лучше?
11.Считаете ли Вы, что проводимый контроль приносит Вам несомненную пользу и поэтому является услугой администрации?
Подсчитайте общую сумму баллов.
От 45 до 33 баллов - тема контроля оптимальна, ориентирует учителя на успех и стимулирует его рост.
От 32 до 21 баллов – оптимальная система контроля, ориентирующая учителя на успех, не сложилась; его проведение не всегда оказывает положительное влияние на учителя.
От 20 до 9 баллов - контроль воспринимается учителем как жёсткие несправедливые меры, не стимулирует его педагогического роста.
Примерная памятка для самоанализа урока учителем
(по М.М. Поташнику)
- Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся при планировании данного урока?
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
- Какие задачи решались на уроке:
o образовательные,
o воспитательные,
o задачи развития?
o Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
- Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?
- На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
- Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
- Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
- Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
- Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
- За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?
- За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
- Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
- Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
- Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
Дидактический анализ урока
1) Общая структура.
- Принципы организации учебной деятельности,
- основная дидактическая цель и задачи,
- тип урока, его место в системе уроков,
- основные элементы (начало, основной этап, окончание),
- дозировка времени, эффективность его использования.
2) Реализация основной дидактической цели.
- Выполнение требования программы,
- соотношение излагаемого материала и самостоятельной работы учащихся,
- организация первичного закрепления,
- проверка качества знаний* умений, навыков,
- охват учащихся учебной работой.
3) Развивающая функция.
- Вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация),
- обучение учебным умениям,
- развитие познавательной самостоятельности,
- развитие творческого мышления,
- сообщение информации для общего развития.
4) Воспитывающая функция.
- Использование воспитательных возможностей содержания учебного материала,
- приобщение к общечеловеческим ценностям,
- практическая направленность, учет интересов,
- воспитание добросовестного отношения к учебному труду,
- учет воспитательной функции отметки,
- личность учителя.
5) Методы и средства обучения.
- Методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации и др.),
- методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания),
- методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником...),
- инновационные методы.
6) Работа с учениками.
- Подготовленность учеников к уроку,
- активность учеников на разных этапах урока,
- виды деятельности,
- культура труда, дисциплина,
- отношение к предмету, к учителю,
- динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины,
- привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключению.
Комбинированная схема анализа урока
1) Общие сведения об уроке.
- Дата, класс, предмет, количество учащихся по списку, количество присутствующих, номер урока по порядку;
- обстановка в классе; чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовность учащихся к уроку;
- оборудование; подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска;
- организационное начало урока; приветствие учителя, организация класса, установление порядка и дисциплины;
- тема урока, цели урока (формулирование учащимся целей и задач урока);
- цель посещения урока.
2) Тип и структура урока.
- Тип урока: целесообразность его выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия; место урока в системе занятий по целому разделу;
- связь урока с предыдущим: как она осуществлялась;
- структура урока: соответствует ли она данному типу урока;
- последовательность отдельных этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока;
- особенности подведения итогов урока.
3) Содержание урока.
- Соответствие содержания программе;
- связь учебного материала с современностью, местным окружением школы;
- установление межпредметных связей;
- методы и формы формирования трудолюбия, чувства уважения к людям труда;
- особенности развития интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся;
- использование дидактических материалов и оборудования кабинета;
- уровень роста или совершенствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенного материала.
4) Методы и приемы обучения на уроке.
- Используемая система методов и приемов, их сочетание;
- соответствие методов и приемов содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся;
- соответствие методов обучения осуществлению задач воспитания;
- соблюдение основных требований к уроку;
- особенности развития на уроке наблюдательности и логического мышления учащихся;
- виды, место и особенности самостоятельной работы учащихся;
- формирование у школьников умения учиться;
- использование для самостоятельной работы дидактических мате-"| риалов и технических средств обучения;
- формирование у школьников навыков самоконтроля;
- способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки;
- обеспечение последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, навыков и умений в ходе урока.
5) Домашнее задание.
- Подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания;
- дифференциация и индивидуализация домашних заданий учащимся;
- объем и планируемое время для выполнения домашнего задания.
6) Поведение учащихся.
- Заинтересованность, прилежность, дисциплинированность учащихся;
- методы вовлечения школьников в активную умственную деятельность;
- мотивация учения в течение всего урока, особенности используемых приемов;
- отношение учащихся к учителю.
7) Поведение учителя.
- Умение владеть классом, организовать его работу» повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого;
- стиль и тон в работе, педагогический такт;
- наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем;
- внешний вид учителя. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция;
- авторитет учителя.
8) Результаты урока.
- Выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана;
- уровень и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность);
- значение урока (воспитательное, образовательное и развивающее;
- инновации данного урока, которые можно рекомендовать для
внедрения в практику других учителей;
- советы и пожелания учителю, как преодолеть недостатки.
Структурно-временной анализ урока.
Для обучения студента, молодого учителя рациональному использованию времени, бережному отношению к каждой минуте урока следует использовать структурно-временной его анализ. При этом обращается внимание на такие стороны урока:
- рациональное распределение всего времени (45 мин.) между отдельными элементами урока, т. е. разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление или домашнее задание;
- рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно;
- распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока, т.е. сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача и закрепление, применение. Точно также анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание;
- качественное использование времени на отдельные элементы урока, (рациональное и эффективное время на опрос при изучении нового материала, уровень работоспособности при этом класса, сколько времени говорил учитель, учащиеся, сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов и т. д.);
- рациональность использованных приемов и методов обучения, т.е. насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т. д.;
- разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.
- Примечание. 3—4 раза в период практики анализ уроков должен проходить именно в таком виде, чтобы воспитать у студента бережное отношение к каждой минуте урока.
Анализ и обобщение передового педагогического опыта
- изучение и анализ передового педагогического опыта учителей- предметников, классных руководителей, однокурсников;
- обучение обобщению личного опыта деятельности;
- посещение уроков, коллективных творческих дел с последующим их обсуждением;
- изучение различных направлений деятельности учителей-предметников и классных руководителей: методика общения с учащимися разных возрастов, воспитание дисциплинированности школьников на всех этапах учебно-воспитательного процесса, выбор адекватных поступкам учеников методов и средств педагогического воздействия, организация педагогического просвещения родителей.
Схема психолого-педагогического анализа урока
Класс
- Фамилия, имя, отчество учителя.
- Дата проведения урока.
- Смена, номер урока по расписанию.
- Какой урок по счету у преподавателя в данный день.
- Цель урока.
- Тип урока (комбинированный, обобщение, закрепление знаний, повторение), его вид.
- Методы обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
- Методы опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой, самостоятельная работа, работа с карточками, применение ТСО, с использованием специальных тестов и программ).
- Мотивы учения (интеллектуальные, социально-значимые, непосредственно – побуждающие).
- Поведение учителя на уроке (контакт с классом, увлеченность, самообладание, находчивость, умение перестраивать работу на уроке, зависимость от конспекта и программы.)
- Стиль общения и работы учителя.
- Характеристика познавательных процессов учащихся во время учебной деятельности на уроке: восприятия, осмысления, закрепления, развития внимания, воображения, мышления, памяти.
- Характеристика качества усвоения знаний: работа над понятиями, выделение главного, усвоение теории и ее связи с практикой, формирование убеждений, точность знаний.
- Характеристика интеллектуальной атмосферы урока.
- Как развивает учитель познавательную активность и интересы учащихся. Как реализуется проблемное обучение, создание творческих ситуаций и заданий. Какие используются технологии учебного труда и формы обучения .
- Характеристика эмоциональной атмосферы урока: отношение учащихся к работе на уроке, положительный, оптимистический настрой на урок, влияние эмоциональности урока на работоспособность учащихся, формирование у учащихся ответственного отношения к учению.
- Заинтересованность, влюбленность и увлеченность учителя своей профессией.
- Характеристика развития учащихся в процессе обучения: какие системные умения и навыки были приобретены или закреплены, какие способности при этом развивались, какие нравственные качества воспитывались в ходе урока (ответственность, организованность, самоконтроль, Самодисциплина, трудолюбие, воля)?
- Внешний вид, культура речи, выразительность невербального поведенческого портрета учителя.
- Общая оценка урока (достижение поставленной цели, результативность урока, педагогическая обоснованность форм обучения, целесообразность применяемых методик и технологий, решение педагогических ситуаций и задач в ходе урока).
- Рекомендации по совершенствованию деятельности учителя, обобщение его опыта с целью совершенствования своей работы на практике.