Разделы сайта

Главная

Учителю-предметнику

Дистанционное репетиторство EFFOR

 Уважаемый преподаватель!

    24 июня 2013 года Министр образования Республики Беларусь утвердил Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года. В соответствии с Концепцией, компания «Интеллект Онлайн» в 2013\2014 учебном году начала реализацию проекта «Мобильный репетитор».

    Школам и гимназиям Республики Беларусь предоставляются комплекты информационных образовательных продуктов, адаптированных к учебным программам Республики Беларусь и использующих современные информационно-комуникационные технологии.

    Образовательные продукты созданы на базе системы дистанционного репетиторства «ЭФФОР», расположены в сети Интернет по адресу www.EFFOR.by  и не имеет аналогов в русскоязычной системе образования. С их помощью учреждения образования смогут создать платные образовательные кружки по сопровождению учебных предметов:

  • русский язык (2-11 классы);
  • математика (2-11 классы);
  • физика (6-11 классы).

    Доступ ко всем ресурсам портала www.EFFOR.by для преподавателей АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНЫЙ!

Зарегистрировавшись на портале преподаватель, получает следующие возможности:

  • Доступ ко всем базовым и авторским курсам по предметам русский язык, математика и физика с возможностью скачать выбранные задания в виде презентации, либо распечатать в виде карточки.
  • Возможность создать свой собственный курс, используя всю базу заданий.
  • Редактировать выбранный курс.

    Помимо вышеперечисленного, преподаватель, организовавший группу учеников, как дополнение к учебному предмету получает следующие возможности:

  • Индивидуальный дневник посещения сайта www.EFFOR.by каждым учеником группы.
  • Индивидуальная диаграмма усвоения каждого курса, по которому занимается ученик.
  • Групповой отчет усвоения учебного курса, назначенного для отработки группе учеников.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение.

         Выбор темы по самообразованию определяется потребностью для учителя, для УО, уровнем владения учителем научно-теоретической подготовки и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием  учителем основ преподаваемого предмета, вопросов психологии, дидактики, теории воспитания, соответствием содержания образования уровню подготовки учителя, а также анализом, выводами контроля за деятельностью педагога.

Важнейшими направлениями в самообразовании могут быть:

  • изучение новых программ и учебников, методических пособий по предмету и смежным дисциплинам, уяснение их особенностей и требований;
  • изучение дополнительного научного материала;
  • проведение самостоятельной работы по решению задач, организация лабораторных и практических работ, опытов и упражнений;
  • самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера;
  • изучение практического опыта других учителей;
  • изучение методической и общепедагогической литературы.

Документация по самообразованию

  1. Индивидуальный план по самообразованию.
  2. Технологическая карта учителя.
  3. План методической работы учителя.

Формы отчётности по самообразованию

  • открытый урок по новой технологии или его видеозапись;
  • педагогический опыт по теме самообразования (приёмы и методы работы, методические рекомендации к ним, особенности содержания учебного материала) с соответствующими приложениями (раздаточными и дидактическими материалами, работами учащихся),
  • реферат по теме самообразования (подборка из статей, монографий, книг, оформленная в связный текст, о приёмах, методах и содержании учебного материала, описанных в литературе). В реферате указывается список использованной литературы;
  • аннотированный список литературы по теме самообразования (название статьи, книги и т.д., краткая аннотация из 10-12 предложений о содержании);
  • выступление на педагогических чтениях, заседаниях МО.

Цели и задачи, решаемые при работе над темой самообразования (образец):

  • изучить приёмы организации самостоятельной работы, имеющиеся в литературе, в опыте учителя;
  • отобрать те из них, которые наиболее эффективны в условиях лицея при работе с учащимися, с учётом имеющегося педагогического опыта учителя;
  • апробировать отобранные приёмы в учебно-воспитательном процессе;
  • отобрать те приёмы, которые Вами реализуются особенно успешно;
  • оформить выводы, заключение о методических особенностях, месте в системе уроков, технологии их применения;

 

Этапы проработки материала (образец):

                  

Отбор литературы                                                             - сентябрь

Изучение литературы                                                         -октябрь-ноябрь

Посещение уроков у коллег

 с целью изучения пед.опыта                                            -декабрь-январь

Обработка полученного материала                                  -январь

Апробация полученных результатов

на своих уроках и их дальнейшая коррекция                   февраль-апрель

Оформление материалов(реферат, доклад, открытое

мероприятие и т.д.                                                                –апрель

Отчёт по самообразованию                                                -май

А Н К Е Т А №1        

Цель: выявить готовность учителя к работе на самоконтроле

  1. Интересна ли Вам Ваша работа?
  2. Знаете ли Вы цели работы лицея? Назовите их. Заинтересованы ли Вы в них лично и что делаете для их реализации?
  3. Какие нерешённые проблемы в своей педагогической деятельности Вы видите?
  4. Считаете ли Вы, что Вам нужно добиваться лучших результатов, чем те, которых Вы достигли? Что Вы для этого делаете?
  5. Считаете ли Вы справедливым, если руководство лицея не будет вмешиваться в Вашу работу, но при этом будет снижать или повышать оплату труда в зависимости от результатов Вашей работы и освоения новых способов их достижения?
  6. У Вас сложился следующий стиль работы (укажите один):
  • Вы в основном используете готовые методические рекомендации;
  • Вы опираетесь на методические рекомендации, но корректируете их с учётом своего опыта и условий работы;
  • Вы критически анализируете методические рекомендации, педагогический опыт коллег и опираетесь на анализ своей деятельности, делая окончательный выбор;
  • Вы постоянно вносите коррективы в свою работу, стремясь к её совершенствованию.
  1. Имеются ли у Вас общепринятые положительные  результаты Вашей педагогической деятельности?
  2. Считаете ли Вы, что контроль за Вашей работой в лицее излишен?

А Н К Е Т А №2

Цель: выявить результативность ВШК на основе анализа адекватности его характера, степени готовности учителя к переходу на самоконтроль.

  1. Какие аспекты Вашей деятельности обычно контролирует администрация лицея?
  2. Были ли случаи посещения администрацией лицея Ваших уроков по Вашей просьбе?

На следующие вопросы ответьте, поставив баллы: 5-да;4-скорее да, чем нет;3- и да, и нет;2-скорее нет, чем да; 1-нет.

3.Считаете ли Вы контроль за Вашей работой объективным?

4.Испытываете ли Вы чувство дискомфорта в то время, когда Вас контролирует администрация? 

5.Замечаются ли во время контроля Ваши успехи и положительные результаты?

6.Делитесь ли Вы откровенно своими проблемами и неудачами с руководством во время контроля?

7.Имеете ли Вы возможность во время контроля отстаивать собственную точку зрения, не опасаясь за последствия? 

8.Получаете ли Вы в результате контроля ясное представление о путях достижения более качественных результатов?

9.Чувствуете ли Вы, что в результате проведения контроля у администрации возрастает доверие к Вам как учителю?

10.Можно ли утверждать, что после проведения контроля Вы работаете лучше?

11.Считаете ли Вы, что проводимый контроль приносит Вам несомненную пользу и поэтому является услугой администрации?

 

Подсчитайте общую сумму баллов.

От 45 до 33 баллов - тема контроля оптимальна, ориентирует учителя на успех и стимулирует его рост.

От 32 до 21 баллов – оптимальная система контроля, ориентирующая учителя на успех, не сложилась; его проведение не всегда оказывает положительное влияние на учителя.

От 20 до 9 баллов -  контроль воспринимается учителем как жёсткие несправедливые меры, не стимулирует его педагогического роста.

Примерная памятка для самоанализа урока учителем

(по М.М. Поташнику)

  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся при планировании данного урока?
  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
  3. Какие задачи решались на уроке:

o        образовательные,

o        воспитательные,

o        задачи развития?

o        Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

  1. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?
  2. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
  3. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
  4. Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
  5. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
  6. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
  7. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?
  8. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
  9. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
  10. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
  11. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?

 

 Дидактический анализ урока

1) Общая структура.

  • Принципы организации учебной деятельности,
  • основная дидактическая цель и задачи,
  • тип урока, его место в системе уроков,
  • основные элементы (начало, основной этап, окончание),
  • дозировка времени, эффективность его использования.

2) Реализация основной дидактической цели.

  • Выполнение требования программы,
  • соотношение излагаемого материала и самостоятельной работы учащихся,
  • организация первичного закрепления,
  • проверка качества знаний* умений, навыков,
  • охват учащихся учебной работой.

  3) Развивающая функция.

  • Вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация),
  • обучение учебным умениям,
  • развитие познавательной самостоятельности,
  • развитие творческого мышления,
  • сообщение информации для общего развития.

  4) Воспитывающая функция.

  • Использование воспитательных возможностей содержания учебного материала,
  • приобщение к общечеловеческим ценностям,
  • практическая направленность, учет интересов,
  • воспитание добросовестного отношения к учебному труду,
  • учет воспитательной функции отметки,
  • личность учителя.

   5) Методы и средства обучения.

  • Методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации и др.),
  • методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания),
  • методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником...),
  • инновационные методы.        

    6) Работа с учениками.

  • Подготовленность учеников к уроку,
  • активность учеников на разных этапах урока,
  • виды деятельности,
  • культура труда, дисциплина,
  • отношение к предмету, к учителю,
  • динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины,
  • привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключению.

 

 Комбинированная схема анализа урока

     1) Общие сведения об уроке.

  • Дата, класс, предмет, количество учащихся по списку, количество присутствующих, номер урока по порядку;
  • обстановка в классе; чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовность учащихся к уроку;
  • оборудование; подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска;
  • организационное начало урока; приветствие учителя, организация класса, установление порядка и дисциплины;
  •  тема урока, цели урока (формулирование учащимся целей и задач урока);
  • цель посещения урока.

       2) Тип и структура урока.

  • Тип урока: целесообразность его выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия; место урока в системе занятий по целому разделу;
  • связь урока с предыдущим: как она осуществлялась;
  • структура урока: соответствует ли она данному типу урока;
  • последовательность отдельных этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока;
  • особенности подведения итогов урока.

3) Содержание урока.

  • Соответствие содержания программе;
  • связь учебного материала с современностью, местным окружением школы;
  • установление межпредметных связей;
  • методы и формы формирования трудолюбия, чувства уважения к людям труда;
  • особенности развития интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся;
  • использование дидактических материалов и оборудования кабинета;
  • уровень роста или совершенствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенного материала.

 4) Методы и приемы обучения на уроке.

  • Используемая система методов и приемов, их сочетание;
  • соответствие методов и приемов содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся;
  • соответствие методов обучения осуществлению задач воспитания;
  • соблюдение основных требований к уроку;
  • особенности развития на уроке наблюдательности и логического мышления учащихся;
  • виды, место и особенности самостоятельной работы учащихся;
  • формирование у школьников умения учиться;
  • использование для самостоятельной работы дидактических мате-"| риалов и технических средств обучения;
  • формирование у школьников навыков самоконтроля;
  • способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки;
  • обеспечение последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, навыков и умений в ходе урока.

  5) Домашнее задание.

  • Подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания;
  • дифференциация и индивидуализация домашних заданий учащимся;
  • объем и планируемое время для выполнения домашнего задания.

 6) Поведение учащихся.

  • Заинтересованность, прилежность, дисциплинированность учащихся;
  • методы вовлечения школьников в активную умственную деятельность;
  • мотивация учения в течение всего урока, особенности используемых приемов;
  • отношение учащихся к учителю.

 7)   Поведение учителя.

  • Умение владеть классом, организовать его работу» повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого;
  • стиль и тон в работе, педагогический такт;
  • наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем;
  • внешний вид учителя. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция;
  • авторитет учителя.

 8)   Результаты урока.

  • Выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана;
  • уровень и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность);
  • значение урока (воспитательное, образовательное и развивающее;
  • инновации данного урока, которые можно рекомендовать для

внедрения в практику других учителей;

  • советы и пожелания учителю, как преодолеть недостатки.

 

Структурно-временной анализ урока.

Для обучения студента, молодого учителя рациональному использованию времени, бережному отношению к каждой минуте урока следует использовать структурно-временной его анализ. При этом обращается внимание на такие стороны урока:

  • рациональное распределение всего времени (45 мин.) между отдельными элементами урока, т. е. разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление или домашнее задание;
  • рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно;
  • распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока, т.е. сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача и закрепление, применение. Точно также анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание;
  • качественное использование времени на отдельные элементы урока, (рациональное и эффективное время на опрос при изучении нового материала, уровень работоспособности при этом класса, сколько времени говорил учитель, учащиеся, сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов и т. д.);
  • рациональность использованных приемов и методов обучения, т.е. насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т. д.;
  • разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.
  • Примечание. 3—4 раза в период практики анализ уроков должен проходить именно в таком виде, чтобы воспитать у студента бережное отношение к каждой минуте урока.

 

Анализ и обобщение передового педагогического опыта

  • изучение и анализ передового педагогического опыта учителей- предметников, классных руководителей, однокурсников;
  • обучение обобщению личного опыта деятельности;
  • посещение уроков, коллективных творческих дел с последующим их обсуждением;
  • изучение различных направлений деятельности учителей-предметников и классных руководителей: методика общения с учащимися разных возрастов, воспитание дисциплинированности школьников на всех этапах учебно-воспитательного процесса, выбор адекватных поступкам учеников методов и средств педагогического воздействия, организация педагогического просвещения родителей.

 

Схема психолого-педагогического анализа урока

                  Класс

  1. Фамилия, имя, отчество учителя.
  2. Дата проведения урока.
  3. Смена, номер урока по расписанию.
  4. Какой урок по счету у преподавателя в данный день.
  5. Цель урока.
  6. Тип урока (комбинированный, обобщение, закрепление знаний, повторение), его вид.
  7. Методы обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
  8. Методы опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой, самостоятельная работа, работа с карточками, применение ТСО, с использованием специальных тестов и программ).
  9. Мотивы учения (интеллектуальные, социально-значимые, непосредственно – побуждающие).
  10. Поведение учителя на уроке (контакт с классом, увлеченность, самообладание, находчивость, умение перестраивать работу на уроке, зависимость от конспекта и программы.)
  11. Стиль общения и работы учителя.
  12. Характеристика познавательных процессов учащихся во время учебной деятельности на уроке: восприятия, осмысления,  закрепления, развития внимания, воображения, мышления, памяти.
  13.  Характеристика качества усвоения знаний: работа над понятиями, выделение главного, усвоение теории и ее связи с практикой, формирование убеждений, точность знаний.
  14. Характеристика интеллектуальной атмосферы урока.
  15. Как развивает учитель познавательную активность  и интересы учащихся. Как реализуется проблемное обучение, создание творческих ситуаций и заданий. Какие используются технологии учебного труда и формы обучения .
  16. Характеристика эмоциональной атмосферы урока: отношение учащихся  к работе на уроке, положительный, оптимистический настрой на  урок, влияние эмоциональности урока на работоспособность учащихся, формирование у учащихся ответственного отношения к  учению.
  17. Заинтересованность, влюбленность и увлеченность учителя своей профессией.
  18.  Характеристика развития учащихся в процессе обучения: какие системные умения и навыки были приобретены или закреплены, какие способности при этом развивались, какие нравственные качества воспитывались в ходе урока (ответственность, организованность, самоконтроль, Самодисциплина, трудолюбие, воля)?
  19.  Внешний вид, культура речи, выразительность невербального поведенческого портрета учителя.
  20. Общая оценка урока (достижение поставленной цели, результативность урока, педагогическая обоснованность форм обучения, целесообразность применяемых методик и технологий, решение педагогических ситуаций и задач в ходе урока).
  21. Рекомендации по совершенствованию деятельности учителя, обобщение его  опыта с целью совершенствования своей  работы на практике.